4 февраля 2010 г.

Покаянное

Неоднократно в беседах о фантастике и фантастах я сетовал, что изобрести фотонный звездолёт, нуль-транспортировку или там какой-нибудь бластер - дело нехитрое. А вот такая фигнюшка как мобильный телефон, не была изобретена.

Так вот. Приношу свои глубочайшие извинения Роберту Шекли. В 1959 году он опубликовал рассказ "Особый старательский" (Prospector’s Special), в котором фигурирует мобильный телефон каким мы его знаем.
Моррисон вытащил телефон, стер пыль с черного пластмассового футляра и набрал номер гаража Эла в Престо. Через секунду засветился маленький видеоэкран. Он увидел длинное угрюмое лицо, перепачканное маслом.
- Гараж Эла. Эдди у аппарата.
- Привет, Эдди. Это Том Моррисон. С месяц назад я купил у вас этот пескоход "Дженерал моторс". Помните?
- Конечно, помню, - ответил Эл. - Вы тот самый парень, который поехал один по Юго-Западной тропе. Ну как ведет себя таратайка?
- Прекрасно. Замечательная машина. Я вот по какому делу...
- Эй, - перебил его Эдди, - что с вашим лицом?
- Ничего особенного, - сказал он. -Я кувыркнулся с дюны, и лопнули две шины.
Он повернул телефон, чтобы Эдди смог их разглядеть.
- Не починить, - сказал Эдди.
Видеозвонки пока ещё не распространены, но смартфонов без 2 камер уже, наверное, и не сыщешь. И аппарат в рассказе без танцев с бубнами, совершенно обыденное устройство.

Что интересно, и ОПСОСы в рассказе такие же как сейчас:
Экран засветился, и Моррисон увидел худого желтолицего человека с тонкими усиками.
- Извините, мистер Бойярд, - сказал Моррисон, - я, наверное, не туда попал. Я звонил...
- Это неважно, куда вы звонили, - сказал мистер Бойярд.- Я участковый контролер Телефонной компании Венеры. Вы задолжали за два месяца.
- Теперь я могу заплатить, - ухмыляясь, заявил Моррисон.
- Прекрасно, ответил мистер Бойярд. - Как только вы это сделаете, ваш телефон снова будет включен. Экран начал меркнуть.
И ведь я в детстве читал этот рассказ в журнале "Искатель" и достаточно хорошо его помню. Но, видимо, телефон я как-то не воспринял. Зато сейчас, перечитывая Библиотеку фантастики, обратил внимание. Вы тоже можете прочесть (если у вас откроется).

Интересно, до Шекли кто-нибудь мобильный телефон изобрёл?

Комментариев нет: