11 августа 2006 г.

Любите терять данные?

Я - нет. На своём домашнем компьютере я перенёс несколько достаточно болезненных катастроф. Пересадка с OS/2 на форточки. Полёт дятла. Смены оборудования. Смены версий форточек. Неудачные эксперименты. Не считая случайно стёртых файлов. Если событие планируемое - тут я старался сохранить данные, которые можно будет использовать впоследствии. Если инцидент внезапный - то по его наступлении возникает холод в желудке и мысль: "А какой давности у меня бэкап? И бэкап чего у меня есть?" Соответственно, что мне нужно от системы, которая бы сохраняла мои данные?
  • Незаметность. Она не должна мешать моей работе с компьютером
  • Автоматичность. Она должна делать бэкап, а не я. Компьютер на то и предназначен, чтоб автоматизировать то, что можно автоматизировать
  • Простота и гибкость настройки
  • Хранение нескольких версий файлов
  • Возможность выбора куда сохранять
  • Безопасность хранения данных
  • Немаловажно - возможность впоследствии восстановить сохранённое
Чего мне не нужно резервировать:
  • Дистрибутивы. Они и так на компакт-дисках хранятся в соответствущем месте. Мало того, ещё и каталогизированы (вот такой я маньяк)
  • Фотографии. Этим я занимаюсь сам. Кроме того, их многовато, чтобы включать в регулярный бэкап
  • Другие медиаданные (например, кино). Ну, тут никаких проблем вообще
  • Операционную систему. Если она навернётся по какой-то причине, что ж, так тому и быть. Переставлю, начну жизнь заново. Может, получше работать станет
Впрочем, это всё банальности. Любой нормальный системный администратор без проблем разрисует что, чем, куда и за какие деньги должно сохраняться. И я в одной из прошлых жизней был таким и тоже заботился о сохранности данных своей организации. Но сейчас речь идёт о моём домашнем компьютере и моих файликах, накопленных праведным и не всегда праведным путём.

Когда-то я просто делал бэкап на болванки. Примерно раза 2, не больше. Пробовал и другие средства. Но у них обязательно чего-то либо было не так, либо не было. Так и жил.

Где-то с год назад из IBM-овской рассылки узнал о продукте IBM Tivoli Continuous Data Protection for Files. Тогда у меня до него руки не дошли. А вот несколько недель назад прочитал, что IBM договорилась с Digital River и начинает продавать его в ритейле. Вот тут я заинтересовался. Взял его с IBM PartnerWorld. Поставил. Поработал с ним. Теперь докладываю.



Устанавливается на раз, перезагрузки компьютера не требует, в памяти держит небольшой процесс, который за всем следит. Пользовательский интерфейс сделан так, как это нынче принято у IBM. Все настройки и мониторинг состояния осуществляются из-под браузера.

Работает в 3-х режимах:
  1. Локальная непрерывная защита
  2. Удалённое копирование
  3. Периодический бэкап
Сохранять данные может на локальный диск, на сменные носители, по сети, по протоколу WebDAV и (вот удивительно-то) на сервер Tivoli Storage Manager. Я не буду пересказывать документацию, расскажу как оно у меня настроено.

На одном из локальных разделов я выделил папочку, сказал что сохранять нужно в неё. Настроил локальный бэкап на сохранение Моих документов, профайлов Firefox и Thunderbird, моих проектов и кое-чего ещё. На USB-винчестере выделил папочку и сказал, что удалённое, а также периодическое еженедельное копирование производить в неё.

И всё. Теперь, когда я что-нибудь редактирую, агент автоматически сохраняет копию куда надо. Когда я подключаю USB-винчестер, всё что надо автоматически переносится туда. Я же не забочусь больше ни о чём. Всё работает так, как и должно работать. Если бы я был параноиком или копировал бы на сеть, я бы включил компрессию и шифрование. Файлы восстанавливаются. Как с локального, так и с удалённого хранилища. Супер.

Ну, и напоследок. Где взять и сколько стоит. Вроде бы цена объявлена в $35. Правда, в е-магазинах я пока не видел. Если у вас есть подписка на IBM PartnerWorld, то он есть в каталоге, можно оттуда сгрузить. Если нет - я его видел в Осле, но очень мало источников.

Наверняка есть другие продукты других вендоров, делающие то же самое. Неважно. Главное, чтоб что-то такое было установлено у вас на компьютере и облегчало вам жизнь.

7 комментариев:

kuchin комментирует...

Спасибо, будем посмотреть :)
Я до сих пор вручную раз-два в неделю на USB-диск через SyncToy делаю пока...

Анонимный комментирует...

Я для этого некоторое время использовал ViceVersa. Потом завязал. Правда, для синхронизации рабочих файлов между несколькими компьютерами она меня вполне устраивала.

kuchin комментирует...

Вообще интересно получается, в два раза дешевле программа делает в несколько раз больше вещей :)

Анонимный комментирует...

В чью пользу такое сравнение? (это мне лень лезть смотреть что к чему)

kuchin комментирует...

Ну я смотрел на ViceVersa. Хотя ставить я её не ставил, да и после того как поставил Tivoli CDP, увидел что там меньше возможностей, чем я ожидал. В других бэкап-системах можно много профилей сделать, тут только один. Посмотрим, в общем.

Анонимный комментирует...

В CDP меня привлекло 2 основных момента - полная автоматичность и исключительная простота. А профили и прочее усложнение - это, по моему, от лукавого.

kuchin комментирует...

Согласен - именно для бэкапа важных вещей наверное так и лучше.